В соответствии с Инструкцией о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ № 42н от 14 апреля 2000 г., ревизия – это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных должностных лиц.
Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
Цель ревизии или проверки – осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Основными задачами ревизии являются:
1) проверка сохранности имущества и эффективности его использования в хозяйственной деятельности организации; 2) выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по предупреждению злоупотреблений;
3) проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;4) исследование системы внутреннего контроля, выявление ее узких мест и повышение эффективности ее функционирования.
Предмет и объекты ревизии
Ревизия осуществляется по поручению государственных, ведомственных или внутрихозяйственных органов управления. Она может назначаться по поручению правоохранительных органов. Ревизия представляет собой наиболее действенную форму последующего контроля, в процессе которого контролирующими органами исследуются финансовые операции и хозяйственные процессы предприятий и организаций, отраженные в первичных документах и записях бухгалтерского учета.
Ревизия исследует финансово-хозяйственную деятельность организаций и предприятий в рамках определенного круга вопросов. Так, предметом или объектом ревизии является проверка фактического наличия денежных средств и материальных ценностей. Для реализации этой задачи используют прием фактического контроля, такой, как инвентаризация, и сопоставляют ее результаты с данными бухгалтерскою учета. Проведение инвентаризации позволяет обеспечить реальность и достоверность учетных данных, а также создает условия обеспечения сохранности денежных и материальных ценностей, возможность проверки работы материально ответственных лиц, что значительно повышает их ответственность за подотчетные ценности, правильное и своевременное документирование их движения.
Объектом ревизии являются также финансовые операции, хозяйственные процессы и факты хозяйственной жизни предприятий и организаций, отраженные в первичных документах, учетных регистрах, формах бухгалтерской и статистической отчетности, других источниках информации. Используя и объективно оценивая их при проверке, ревизующие устанавливают соблюдение технологической, сметно-финансовой и платежно-расчетной дисциплины, а также достоверность, законность, целесообразность и экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности контролируемого объекта.
Объектом ревизии выступает и непосредственно сама управленческая деятельность проверяемой организации. В этом случае изучается организация работы по подбору и расстановке кадров текущего контроля за исполнением приказов и распоряжений, работы по рассмотрению писем, заявлений, жалоб и предложений, внутрихозяйственного контроля за работой структурных подразделений и подведомственных предприятий. При этом устанавливаются и анализируются причины недостатков в работе, определяются виновные должностные и материально ответственные лица, вносятся предложения по совершенствованию системы управления предприятием и рационализации управленческого аппарата.
Объекты ревизии необходимо рассматривать применительно к конкретным условиям, которые зависят от организационно-правовой формы организации, особенностей производства, масштабов деятельности организаций и других факторов.
Правила проведения ревизии
К основным правилам проведения ревизии относятся внезапность, активность, непрерывность, обоснованность, гласность.
1. Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала.
2. Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки, так как медлительность в ревизии может позволить скрыть нарушения, например, оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенные ценности. Однако ревизору не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы.
3. Непрерывность. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т.е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.
4. Обоснованность. Вскрытые факты и выводы ревизии должны быть документально обоснованы, что предполагает дополнительную проверку любого факта, приводимого заинтересованными лицами в свое оправдание. Ревизору нельзя игнорировать просьбы заинтересованных лиц о выполнении каких-либо ревизионных действий, в результате которых могут быть установлены важные обстоятельства, например, данные, оправдывающие заинтересованных лиц. Необъективность ревизии приводит к тому, что отдельные нарушения так и остаются до конца не выясненными. Несоблюдение правила обоснованности является причиной повторных и дополнительных ревизий, бухгалтерских экспертиз, возврата материалов ревизии следственными органами.
5. Гласность. Ревизоры с момента начала ревизии оповещают работников организации о ее начале, объявляют о месте и времени приема лиц, желающих переговорить по вопросам, относящимся к ревизии. Первоначально результаты ревизии обсуждаются с руководством обревизованной организации, затем о них информируют непосредственного заказчика данной работы (собственника, руководство вышестоящей организации). Правило гласности ревизии способствует устранению любой ошибки, допущенной ревизующими, и ориентирует их на объективную оценку материалов.
Виды ревизии 23
В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам:
1. По субъекту контроля:
1) ревизии государственных органов;
2) внутрихозяйственные ревизии;
3) ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.
2. По организационному признаку:
1) плановые ревизии проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организации или органа управления, но не реже одного раза в год;
2) внеплановые ревизии и проверки проводятся в сроки не предусмотренные планом (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, при замене руководителя или главного бухгалтера организации, по требованию правоохранительных органов).
3. По объему проверки документооборота и записей в регистрах бухгалтерского учета ревизии делятся на:
1) сплошные ревизии, при которых изучаются все документы и регистры бухгалтерского учета, где отражена производственная и финансовая деятельность организации. Сплошные ревизии могут применяться не только в целом по операциям хозяйственной деятельности организации, но и по отдельным однородным операциям (кассовым, банковским счетам, расчетам с поставщиками и заказчиками и т.д.). Как правило, к сплошным ревизиям прибегают в случаях установления хищений и злоупотреблений, такие ревизии из-за затрат на них большого количества времени проводятся сравнительно редко;
2) выборочные ревизии, при которых исследованию подвергается часть хозяйственных операций, документов и регистров бухгалтерского учета. При этом некоторые хозяйственные операции проверяются не за весь ревизуемый период, а лишь за отдельные отрезки времени. При подготовке и проведении таких ревизий очень важно правильно выбрать отрезок времени, за который нужно осуществлять проверку соответствующих документов и операций, а также определить их количество. Это полностью зависит от квалификации и опыта ревизора;
3) полные ревизии предусматривают проверку всей хозяйственной деятельности организации;
4) частичные ревизии предусматривают проверку лишь отдельных областей деятельности или отдельных видов хозяйственных операций организации (ревизия товарно-материальных ценностей);
5) комбинированные ревизии представляют собой сочетание видов ревизий по объему проверки.
4. По кругу вопросов, подлежащих проверке:
1) тематические ревизии предусматривают проверку ряда организаций по отдельным специальным вопросам или проверку состояния отдельных участков деятельности организации. Цель тематической ревизии – получить общую характеристику состояния дел по данному вопросу;
2) при сквозной ревизии проверяется деятельность головной организации и входящих в ее состав подразделений. Цель сквозной ревизии – наряду с проверкой финансово-экономической деятельности подразделений организации установить качество управления их деятельностью. Сквозные ревизии весьма трудоемкие и применяются в исключительных случаях, когда имеются данные о недостаточном уровне руководства деятельностью подразделений организации со стороны вышестоящего органа управления;
3) комплексные ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Цель комплексных ревизий – объективная, полная и правильная проверка всех участков деятельности организации, так как одновременно с проверкой финансово-хозяйственной деятельности проводится контроль организации и технологии производства, изучение технической, социальной и других сторон деятельности ревизуемого объекта.
4) некомплексные ревизии проводятся обычно одним ревизором путем проверки хозяйственно-финансовой деятельности по данным бухгалтерской документации, учетных регистров и отчетности.
5. По способу контроля за результатами ревизионной работы:
1) дополнительные ревизии проводятся, когда имеются данные о том, что при проведении плановой ревизии не полностью вскрыты факты нарушений финансово-хозяйственной деятельности организации; 2) повторные ревизии проводятся другими ревизорами в случаях некачественного проведения первичной ревизии, аргументированных возражений ревизуемых должностных лиц и в некоторых других случаях.
Сущность ревизии, цель и задачи
Тема 6. Ревизия как инструмент контроля
Раздел II. РЕВИЗИЯ
План лекции
6.1. Сущность ревизии, цель и задачи.
6.2. Виды ревизий.
6.3. Методы и приемы документального контроля.
6.4. Методы и приемы фактического контроля.
6.5. Документ как доказательство законности осуществления операции;
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством РФ и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
Ревизия - составная часть системы управленческого контроля, призванная установить законность, достоверность, целесообразность и экономическую эффективность совершенных хозяйственных операций.
В словосочетании «контроль и ревизия» первое понятие является общим и абстрактным, а второе - частным и конкретным. Если экономический контроль связан со всеобщим регулирование общественных отношений, то ревизия выступает всегда конкретной формой такого регулирования как в пространстве, так и во времени.
Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему взаимосвязанных документальных и фактических приемов контроля.
Цель ревизии - осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Объекты ревизии - все государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения в Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, а также органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, союзы, ассоциации и иные объединения (независимо от видов и форм собственности), если они получают, перечисляют и используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.
Задачи ревизии:
Обеспечение финансовой дисциплины;
Экономное и целевое использование бюджетных средств;
Выявление резервов роста доходной базы бюджета и собираемости налогов;
Сохранность материальных и финансовых ресурсов, их эффективное использование;
Своевременное и правильное прохождение всех этапов бюджетного процесса и сметного финансирования;
Проверка законности совершаемых субъектом хозяйствования хозяйственных и финансовых операций;
Правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;
- пресечение фактов бесхозяйственности, расточительности и других видов нарушений, а также принятие мер но возмещению причиненного ущерба;
Выявление неиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности субъекта хозяйствования.
Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
Соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
Обоснованность расчетов сметным назначениям;
Исполнение смет расходов;
Использование бюджетных средств по целевому назначению;
Обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
Обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
Соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составления отчетности; У обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
Полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами; У операции с основными средствами и нематериальными активами;
Операции, связанные с инвестициями;
Расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
Обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера; У формирование финансовых результатов и их распределение.
Благодаря ревизии регулярно осуществляется контрольная функция государства как собственника государственного бюджета и других экономических ресурсов. К ней все чаще прибегают учредители, инвесторы и иные собственники бизнеса, а также исполнительные органы хозяйствующих субъектов, что особенно характерно для деятельности контрольно-ревизионных комиссий и аудиторских союзов в системе сельскохозяйственной и потребительской кооперации. Результаты ревизий в обязательном порядке подлежат широкой огласке и обсуждению в коллективе проверяемой организации.
Ревизии осуществляются специальными контрольно-ревизионными органами (контрольно-счетными палатами, контрольно-ревизионными управлениями, отделами, комиссиями), работники которых имеют, как правило, специальную подготовку, что обеспечивает реализацию принципа действенности и эффективности экономического контроля. Это относится как к государственному штатному контрольно-ревизионному аппарату, так и к ревизионным комиссиям хозяйственных обществ, кооперативных и общественных организаций, поскольку в стране действует специальная система подготовки и повышения квалификации всех контрольно-ревизионных кадров.
В ходе проведения ревизий широко сочетаются все приемы и способы фактического и документального контроля, что позволяет изучать проверяемые вопросы и тем самым успешно решать задачи экономического контроля.
В теории и практике контрольно-ревизионной деятельности различают несколько видов ревизий, которые принято классифицировать по определенным признакам.
В зависимости от органов, осуществляющих ревизии, их подразделяют на:
вневедомственные ревизии - проводятся органами государственного контроля (Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Федеральной налоговой службой), которые наделены контрольными правами по отношению к предприятиям (организациям, учреждениям) всех отраслей экономики, независимо от их ведомственной подчиненности;
ведомственные ревизии - проводятся контрольно-ревизионным аппаратом вышестоящих органов в подведомственных им организациях (предприятиях, учреждениях);
внутрихозяйственные ревизии - проводятся работниками предприятий, которые контролируют деятельность внутренних структурных подразделений, не имеющих юридической самостоятельности.
По времени проведения различают ревизии:
предварительные - проводятся до совершения проверяемых хозяйственных операций и направлены на предупреждение нарушений законности или неэффективного использования средств организации. Предварительной ревизии могут подвергаться различного рода договоры и соглашения на стадии преддоговорного спора, хозяйственные решения до начала их исполнения;
текущие - проводятся в ходе совершения проверяемых хозяйственных операций, что позволяет своевременно выявить и устранить различного рода нарушения или недостатки. Посредством текущих ревизий выявляются: полнота оприходования готовой продукции, сохранность имущества, реальность объемов выполненных работ;
последующие - осуществляются после совершения проверяемых хозяйственных операций. При последующих ревизиях в наиболее полной мере изучаются все стороны хозяйственно-финансовой деятельности организаций и учреждений.
В зависимости от источника контрольных данных различают ревизии:
фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объектов в натуре и направлены на выявление законности и целесообразности использования экономических ресурсов, как правило, в ходе осуществления хозяйственных операций;
документальные - проводятся по документальным данным и представляют собой обычно форму последующего контроля. Вместе с тем используются также и данные фактического осмотра объектов в натуре, что существенно повышает эффективность контрольно-ревизионной работы;
смешанные характеризуются сочетанием использования фактических и документальных контрольных данных, что и обусловливает наибольшую распространенность данного вида ревизии.
По организационному признаку ревизии подразделяются на:
плановые - осуществляются по заранее разработанному и утвержденному плану;
внеплановые - проводятся в сроки, не предусмотренные утвержденным планом и проводятся в силу возникшей необходимости (при наличии данных о налоговых, бюджетных нарушениях, злоупотреблениях, а также по требованию представительных органов власти, правоохранительных и других властных органов);
перманентные - проводятся непрерывно контрольно-ревизионным аппаратом организации в структурных подразделениях.
По объему вопросов и в зависимости от цели проведения ревизии бывают:
полные - охватывают все стороны хозяйственно-финансовой деятельности организации и направлены на выявление общего состояния производственной и финансовой устойчивости, сохранности и использования средств организации. Полные ревизии, хотя и трудоемки, но более действенны и играют важную роль в выявлении и предупреждении фактов незаконного и нерационального использования имеющегося имущества; У частичные - заключаются в проверке отдельных сторон хозяйственно-финансовой деятельности ревизуемой организации. Эти ревизии являются, как правило, внеплановыми и проводятся обычно по инициативе собственников хозяйствующих субъектов;
тематические - проводятся тогда, когда проверяются отдельные стороны деятельности организации, отрасли. Такие ревизии позволяют вовремя выявить и устранить однородные нарушения и недостатки, допускаемые в хозяйственно-финансовой деятельности многих организаций.
По охвату единичных объектов контроля ревизии делятся на:
сплошные - характеризуются изучением всех объектов контроля, путем сплошной проверки;
выборочные - предполагают проверку хозяйственных операций и документов за отдельные периоды времени или же какую-то часть документов;
комбинированные - заключаются в использовании при их проведении как сплошных, так и выборочных проверок отдельных хозяйственных операций.
По глубине проведения выделяются ревизии:
сквозные - характеризуются проверкой объектов контроля на всех этапах движения, начиная от структурных подразделений и кончая органами хозяйственного управления организации;
локальные - подвергаются проверке, как правило, отдельные учреждения и ведомства, виды целевых адресных программ и т.д.
По составу специалистов, осуществляющих ревизии, делятся на:
комплексные - проводятся специалистами различных профессий с целью наиболее полной оценки деятельности организации и поиска резервов улучшения как производственной, так и финансовой деятельности организации;
некомплексные - осуществляются контролерами учетного и финансовых профилей и предусматривают проверку финансовой деятельности организаций. Такие ревизии не позволяют в полной мере выявить состояние ведения производства, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса и передовых технологий.
В зависимости от способа финансирования различают ревизии за счет:
Бюджета субъектов РФ;
Средств проверяемого экономического субъекта;
Внебюджетных источников;
Общественных, неправительственных организаций, иностранных инвесторов.
Ревизия – средство, как правило, внешнего контроля, – направлена в интересах внешних пользователей – лиц, заинтересованных в данных результатов ревизии. Осуществляется с целью подтверждения достоверности учетных процессов и отчетности.
Ревизия осуществляется как в плановом, так и во внеплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.
Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии. Программа утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.
Ревизия использует систему внутреннего контроля, а система внутреннего контроля получает независимую оценку степени ее эффективности и надежности при проведении ревизии.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.
Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
1) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;
2) обоснованность расчетов сметных назначений;
3) исполнение смет расходов;
4) использование бюджетных средств по целевому назначению;
5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
9) операции с основными средствами и нематериальными активами;
10) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
11) операции, связанные с инвестициями;
12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
14) формирование финансовых результатов и их распределение.
Ревизия расходования и поступления средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством. Существенные вопросы ревизии оговариваются в программе или перечне основных вопросов.
Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организации следует предъявить удостоверение на право проведения ревизии, представить участников ревизии и составить рабочий план. Исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.
Ревизия - форма последующего контроля, представляющая собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.
В отличие от ревизии, проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.
В практике контрольно-ревизионной работы различают следующие виды ревизий (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Классификация ревизий
Плановые ревизии - наиболее полные, они должны охватывать все виды деятельности организации. Внеплановые ревизии проводятся по специальным заданиям. К ним относятся ревизии, назначаемые для проверки поступивших сигналов, повторные ревизии вышестоящей организации с целью проверки качества предыдущей ревизии, а также ревизии, проводимые по требованию следственных и других органов.
Внеплановые ревизии могут быть неполными, касающимися лишь заранее определенного круга вопросов.
Сплошные ревизии предусматривают проверку всех хозяйственных операций, совершенных в ревизуемом периоде. При этом проверке подвергаются записи во всех документах и учетных регистрах, а также все отчетные данные. Такие ревизии проводятся в тех случаях, когда выявлены существенные нарушения и злоупотребления.
Выборочные ревизии проводят за определенный отрезок времени внутри ревизионного периода на отдельных участках хозяйственной деятельности (например, проверяется правильность начисления и выплаты заработной платы рабочим за два-три месяца). Однако при такой ревизии отдельные операции проверяются сплошным методом (например, кассовые и банковские операции). Кроме того, выборочной называют ревизию, при которой применяют метод выборочной проверки с использованием статистических методов.
Сквозные ревизии проводят, как правило, в крупных корпорациях, когда одновременно проверяется деятельность головной (материнской) организации и дочерних организаций, а также филиалов и представительств. Такая проверка дает возможность проверить эффективность управления в объединении, рациональность организации производства и труда, целесообразность распределения и использования имеющихся ресурсов.
Тематическими называются документальные ревизии, назначаемые для проверки отдельных сторон деятельности организации, например, ревизия сохранности и использования основных средств, ревизия производства и продаж продукции.
Комплексные ревизии - наиболее полный вид документальной проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, охватывающий все стороны ее деятельности. Проводится бригадой работников, которая включает различных специалистов - инспекторов, ревизоров-бухгалтеров, экономистов, экспертов и др. Таким образом, при комплексной ревизии производится наиболее квалифицированное и широкое обследование всех сторон деятельности организации.
В отличие от комплексной, бухгалтерская документальная ревизия проводится только одним специалистом - ревизором-бухгалтером. Такие ревизии назначаются главным образом в бюджетных учреждениях.
Из приведенной классификации видно, что наибольшего внимания заслуживает комплексная внешняя ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации, как «классическая» всеобъемлющая форма финансового контроля .
Цель внешней ревизии (далее - ревизия) определена в «Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации», утвержденной Приказом Минфина России от 14 апреля 2000 г. № 42н. Она заключается в осуществлении контроля над соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
Основной задачей внешней ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
Соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;
Обоснованность расчетов сметных назначений;
Исполнение смет расходов;
Использование бюджетных средств по целевому назначению;
Обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
Обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
Соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета и составление отчетности;
Обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
Полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
Операции с основными средствами и нематериальными активами;
Операции, связанные с инвестициями;
Расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
Обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
Формирование финансовых результатов и их распределение.
Необходимо различать цели и задачи внешней ревизии и внешнего (независимого) аудита. Эти различия представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Сравнение внешней ревизии и независимого аудита
Untitled Document
Отличительные признаки | Независимый аудит | Внешняя ревизия |
Целевые | Публичное высказывание независимого профессионального мнения о достоверности бухгалтерской финансовой отчетности аудируемого лица | Установление фактов не сохранности имущества собственника и размера причиненного ему ущерба, выявление виновных лиц и подготовка доказательств для установления степени их вины |
Правовые | Гражданское право: на основе законов и хозяйственных договоров | Административное право: на основе законов, инструкций, приказов государственных, вышестоящих органов или внутренних приказов корпорации |
Принцип оплаты услуг | Услугу оплачивает клиент или с его согласия орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения | Заработную плату за проведение ревизии выплачивает вышестоящее звено или государственный орган, а также администрация корпорации |
Практические задачи | Оценка финансового благополучия клиента и подтверждение достоверности его финансовой информации по конкретным разделам плана аудита | Выявление фактов не сохранности имущества собственника и сумм причиненного ущерба по конкретным видам имущества |
Достаточность | Принцип разумной достаточности с ориентацией на соотношение затрат и результатов | Принцип максимально возможной точности в подсчете размера ущерба и выявлении виновных лиц |
Результаты | Аудиторское заключение и рекомендации для клиента (в соответствии с договором) | Акт ревизии, организационные выводы, взыскания, обязательные указания и проверка их выполнения |
Внешние ревизии могут проводиться различными контрольными органами, уполномоченными в соответствии с законодательством выполнять контрольно-ревизионные мероприятия. Внутренние ревизии проводятся ревизионными комиссиями экономических субъектов (например, в акционерных обществах, которые по законодательству обязаны их создавать). Кроме того, в соответствии со ст. 86 Федерального закона «Об акционерных обществах» общее собрание акционеров АО утверждает аудитора общества - физическое лицо или аудиторскую организацию, оплата услуг которых производится по соответствующему договору.
В Минфине России контрольно-ревизионная работа регулируется Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Ревизия поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества (в том числе от ценных бумаг), находящегося в федеральной собственности, в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях любых форм собственности, осуществляется как в плановом, так и внеплановом порядке.
Ревизия организаций любых форм собственности по мотивированным постановлениям, требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Ревизия поступления и расходования бюджетных и внебюджетных средств органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и доходов от имущества, находящегося в их собственности, осуществляется по обращениям этих органов в установленном порядке с возмещением расходов по проведению такой ревизии соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления .
На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам (специалистам Минфина России и приглашенным специалистам) выдается специальное удостоверение , которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им уполномоченным (далее - руководителем контрольно-ревизионного органа), и заверяется печатью указанного органа.
Работники контрольно-ревизионного органа должны также иметь постоянные служебные удостоверения установленного образца.
Работникам контрольно-ревизионного органа, постоянно проживающим и осуществляющим свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удаленность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установленном порядке.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководитель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизионного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней .
Продление первоначально установленного срока ревизии осуществляется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).
Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии (далее - программа ревизии).
Программа ревизии включает ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период , в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии организации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
С учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, программа ревизии в ходе ее проведения может быть изменена и дополнена в порядке, установленном п. 10 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 14 апреля 2000 г. № 42н.
Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъявить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить участвующих в ревизии работников, решить организационно - технические вопросы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и материальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:
Проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;
Проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;
Встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы. Контрольно-ревизионный орган при необходимости проведения встречных проверок в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, обращается по этому вопросу в службы финансово-бюджетного надзора Министерства финансов РФ в соответствующих субъектах РФ, которые обязаны в кратчайшие сроки обеспечить проведение встречных проверок и направление материалов проверок контрольно-ревизионному органу, по чьей просьбе произведены проверки. При этом в обращениях должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, счета организаций в учреждениях банка, а также перечень вопросов, подлежащих проверке;
Организации процедур фактического контроля над наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;
Проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;
Проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;
Проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.
Участники ревизионной группы (контролер-ревизор) исходя из программы ревизии определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности, обеспечивающего надежную возможность сбора требуемых сведений и доказательств.
Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ревизором) ревизии - предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить необходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяющих проведению ревизии, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сообщает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) составляет об этом соответствующий акт в порядке, предусмотренном разделом 4 Инструкции Минфина России по проведению ревизий, и докладывает руководителю контрольно-ревизионного органа. Руководитель контрольно-ревизионного органа направляет руководителю ревизуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осуществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в ревизуемой организации.
Ревизия проводится после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
В случае возникновения ситуаций, не регламентированных Инструкцией № 42н Минфина России о проведении ревизий, работники контрольно-ревизионного органа обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.
1. Что такое ревизия?
2. В чем суть плановой комплексной ревизии?
3. В каких случаях проводится внезапная ревизия?
4. Как осуществляется подготовка и планирование ревизии?
5. Перечислите основные этапы ревизии и последовательность работ.
6. Какие требования предъявляются к документированию работ?
7. Какие должностные лица Счетной палаты РФ несут персональную ответственность за отдельные направления контроля?
8. На основании какого документа проводятся ревизии Минфином России?
9. Что такое аудит эффективности?
Контроль и ревизия: конспект лекций Иванова Елена Леонидовна
1. Понятие, цель и задачи ревизии
Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций организации.
Цель ревизии – осуществление контроля над соблюдением законодательства РФ при осуществлении организациями хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:
1) соответствие осуществляемой деятельности учредительным документам;
2) обоснованность расчетов сметных назначений;
3) исполнение смет расходов;
4) использование бюджетных средств по целевому назначению;
5) обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;
6) обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;
7) соблюдение финансовой дисциплины и правильности ведения бухгалтерского учета и составления отчетности;
8) обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;
9) операции с основными средствами и нематериальными активами;
10) полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
11) операции, связанные с инвестициями;
12) расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;
13) обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;
14) формирование финансовых результатов и их распределение.
Ревизия расходования и поступления средств федерального бюджета, использование внебюджетных средств, доходов от имущества осуществляется как в плановом, так и в неплановом порядке. Ревизия организаций любых форм собственности по требованиям правоохранительных органов осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством. Существенные вопросы ревизии оговариваются в программе или перечне основных вопросов.
Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшествовать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные, правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее участников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и участки работы между его исполнителями.
Перед началом ревизии руководителю ревизуемой организации следует предъявить удостоверение на право проведения ревизии, представить участников ревизии и составить рабочий план. Исходя из программы ревизии, определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, объема выборки данных из проверяемой совокупности.
Руководитель ревизуемой организации обязан создать надлежащие условия для проведения ревизии, предоставить помещение, оргтехнику, услуги связи, обеспечить машинописными работами. Результаты ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации.
Из книги Контроль и ревизия: конспект лекций автора Иванова Елена ЛеонидовнаЛЕКЦИЯ № 6. Сущность и понятие ревизии 1. Понятие, цель и задачи ревизии Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия. Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и
Из книги Контроль и ревизия автора Иванова Елена Леонидовна22. Понятие, цель и задачи ревизии Наиболее глубоким методом финансового контроля является ревизия.Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом
Из книги Экономическая статистика автора Щербак И А29. Предмет, цель, задачи и система показателей статистики природных ресурсов Предметом статистики природных ресурсов является количественная характеристика наличия, состава, состояния и рациональности использования всех их компонентов; их изменения под влиянием
автора Литвинюк Анна Сергеевна52. Цель и задачи анализа инвестиционной деятельности Цель анализа инвестиций состоит в: объективной оценке потребности, возможности, масштабности, целесообразности, доходности и безопасности осуществления краткосрочных и долгосрочных инвестиций; определении
Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П ССтатья 3. Цель и задачи организации страхового дела. Формы страхования (в ред. Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ) 1. Целью организации страхового дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов
Из книги Финансовый анализ автора Бочаров Владимир Владимирович1.1. Цель и задачи финансового анализа В современных условиях повышается самостоятельность предприятий в принятии и реализации управленческих решений, их экономическая и юридическая ответственность за результаты хозяйственной деятельности. Объективно возрастает
Из книги Финансовый менеджмент: конспект лекций автора Ермасова Наталья Борисовна1.1. Цель, задачи и структура финансового менеджмента
Из книги Анализ финансовой отчетности. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья11. Цель и задачи анализа финансовой отчетности Важно ориентироваться и в таких понятиях рыночной экономики, как деловая активность, платежеспособность, кредитоспособность, порог рентабельности, запас финансовой устойчивости, степень риска, эффект финансового рычага и
Из книги Логистика автора Савенкова Татьяна ИвановнаТема 5. Закупочная логистика 5. 1. Цель и задачи закупочной логистики Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения
Из книги Экономический анализ автора Климова Наталия ВладимировнаВопрос 3 Цель и задачи экономического анализа Цель экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций заключается в поиске и измерении резервов повышения эффективности производства, роста конкурентоспособности и финансовой устойчивости. Задачи
Из книги автораВопрос 24 Цель и задачи анализа состояния и использования трудовых ресурсов Цель анализа – выявление резервов более рационального использования численности работников и их рабочего времени, повышения производительности труда и эффективности использования фонда
Из книги автораВопрос 33 Цель, задачи и информационная база анализа производства и продажи продукции Цель анализа состоит в выявлении резервов роста объемов производства и продаж качественных и рентабельных товаров. Задачи анализа: анализ динамики уровня производства и
Из книги автораВопрос 39 Цель, задачи и информационная база анализа затрат на производство и реализацию продукции Цель анализа – выявить резервы снижения себестоимости и дать обоснованный расчет прогнозируемой величины себестоимости. Задачи и последовательность проведения
Из книги автораВопрос 45 Цель, задачи и информационная база анализа финансовых результатов Цель внутреннего анализа финансовых результатов – выявить резервы роста прибыли и рентабельности деятельности предприятия для повышения уровня его конкурентоспособности и финансовой
Из книги автораВопрос 53 Цель, задачи и содержание анализа инвестиционной деятельности организации Инвестиционная деятельность это комплекс мероприятий по вложению денежных средств в строительство, земельные участки, технологии, машины и оборудование, интеллектуальные ценности,
Из книги автораВопрос 63 Цель, задачи и информационная база анализа финансового состояния Цель анализа финансового состояния заключается в выявлении внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения и повышения платежеспособности организации. Задачи